ИА Исламтат. Мусульманство Обратная связь Поиск по сайту Об Агентстве Карта сайта
Мусульманство
Информационное агентство Исламтат Фридрих Ницше
«Если вы хотите высоко подняться, пользуйтесь собственными ногами! Не позволяйте нести себя, не садитесь на чужие плечи и головы!»
  • РЕЛИГИЯ ИСЛАМ
  • СПРАВКИ
  • ОБЪЯВЛЕНИЯ
  • САЙТЫ
  • Текстовая лента новостей
    дин ислам
    РУБРИКА
    религия ислам
    i
    мусульманство
    i
    ислам скачать
    i
    ислам книги
    i
    ислам молитвы
    i
    ислам фото
    i
    ислам книги
    i
    ислам фото
    i
    ислам фото
    i
    история ислама
    дин ислам
    РУБРИКА
    религия ислам
    i
    ислам сайт
    i
    религия ислам
    i
    закон ислама
    i
    против ислама
    i
    принятие ислама
    РУБРИКА
    суть ислама
    i
    дин ислам
    i
    ислам скачать
    i
    бесплатно ислам
    i
    ислам картинки
    i
    ислам молитвы
    search
    НАМАЗ
    подразделы рубрики

    Вводная часть
     молитва-намаз

    Намаз - самоучитель
     тахарат (омовение)
     азан
     порядок намаза (часть 1)
     порядок намаза (часть 2)
     порядок намаза (часть 3)
     порядок намаза (часть 4)
     порядок намаза (часть 5)
     молитвы по времени
     порядок действий в намазе
     кол-во ракаатов по намазам
     самоучитель - авторские права

    ОСНОВЫ ИСЛАМА >> на главную  
    ЛИЧНОСТИ

    ПЕРВЫЕ ПРАВЕДНЫЕ ХАЛИФЫ

    Абу Бакр ас-Сиддик (ум. в 13/634) – ближайший сподвижник и друг Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), выдающийся общественный и политический деятель, первый праведный халиф. Пророк (мир ему и благословение) называл его `Абдуллахом, аль-Атиком и ас-Сиддиком. Происходил из племени Тайм. Родился за 2 г. до года Слона (572 г.). Его отца звали Абу Кухафа Усман, мать – Умм аль-Хайр Сальма.

    Абу Бакр одним из первых принял Ислам и всю жизнь посвятил его идеалам. Был добропорядочным человеком, занимался торговлей одеждой и тканями. Нажил большое состояние в 40 000 дирхемов, которое полностью потратил на нужды мусульманской общины.

    Был близким другом пророка Мухаммада (мир ему и благословение) и не расставался с ним. При решении многих жизненно важных проблем посланник Аллаха (мир ему и благословение) часто советовался с Абу Бакром. Арабы даже прозвали его «визирем Пророка».

    С самого начала пророчества Мухаммада (мир ему и благословение) Абу Бакр верил каждому его слову. Например, когда Избранник Божий (мир ему и благословение) объявил о том, что он за одну ночь совершил путешествие из Мекки в аль-Кудс (Иерусалим), откуда состоялось его знаменитое вознесение (Исра и Ми`радж), Абу Бакр первым объявил, что верит каждому слову Мухаммада (мир ему и благословение), за что тот назвал его ас-Сиддик («верным»).

    Еще в Мекке Абу Бакр приложил большие усилия для развития мусульманской общины, занимался благотворительностью, помогал нуждающимся, выкупал невольников, которых язычники подвергали мучениям. Когда начались гонения, Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) решил отправить Абу Бакра в Эфиопию, куда эмигрировала значительная часть мусульман.

    Он выехал в путь, но по дороге встретил одного из влиятельных племенных вождей Ибн Дукунну, который взял его под свое покровительство, и они вместе вернулись в Мекку. Тогда Абу Бакр отказался исповедовать веру втайне и продолжил активную деятельность, лишившись из-за этого покровительства Ибн Дукунны.

    Спустя 13 лет после начала пророческой деятельности Мухаммада (мир ему и благословение) началась хиджра (переселение) мусульман из Мекки в Медину. Одним из последних Мекку покинул сам Пророк (мир ему и благословение), выехавший в Медину с Абу Бакром. Они вместе укрывались от преследовавших их язычников в пещере Саур. Этот эпизод отражен в аяте Корана: «Вот они оба были в пещере, вот говорит он своему спутнику: «Не печалься, ведь Аллах с нами» (9:40).

    В Медине Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) породнился с Абу Бакром, женившись на его дочери Аише. Абу Бакр участвовал во всех важных делах общины, закладывая основы мусульманской государственности, принял участие в битвах при Бадре, Ухуде, Хандаке, Хайбаре, Хунайне и других сражениях. В битве при Бадре сражался со своим сыном Абд ар-Рахманом, оставшимся язычником и выступившим против мусульман.

    Когда Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) по состоянию здоровья уже не мог возглавлять коллективные молитвы, он поручил их проведение именно Абу Бакру, и это обстоятельство стало одним из решающих при избрании его первым халифом, т. к. руководство в божественном деле (молитве), переданное Пророком (мир ему и благословение), означало руководство и земными делами.

    После смерти пророка Мухаммада (мир ему и благословение) в 11/632 г. ансары (в основном хазраджиты), обеспокоенные дальнейшей судьбой молодого мусульманского государства, срочно собрались в сакифе (под навесом) мединской семьи Бану Са`ида и выступили за выдвижение халифом Са`да ибн Убады. Узнав о собрании ансаров, Абу Бакр, `Умар ибн аль-Хаттаб и Абу Убайда Амир ибн аль-Джаррах срочно прибыли туда и убедили ансаров, что мухаджиры также заинтересованы в дальнейшем укреплении государства и обеспечении безопасности его граждан.

    Ансары согласились выбрать халифа от представителей племени Курайш, как и было завещано Пророком Мухаммадом (мир ему и благословение). Абу Бакр предложил кандидатуру Умара ибн аль-Хаттаба, но Умар и Абу `Убайда сказали, что сам Абу Бакр более всех достоин звания первопреемника Пророка (мир ему и благословение). 12 Раби (I) 11 г. х. Абу Бакр был избран первым халифом. На следующий день Абу Бакр принял присягу народа в мечети Медины.

    Одной из самых больших заслуг Абу Бакра в качестве халифа было сохранение и укрепление мусульманской государственности. Вожди многих племен Аравии были заинтересованы в доисламской племенной раздробленности, отказались подчиниться центральной власти и платить налоги, в т. ч. закят.

    Сепаратистские действия были расценены как вероотступничество (ридда). В различных областях Аравии активизировались лжепророки – Мусайлима, Тулайха, аль-Асвад, Саджах. Абу Бакр занял решительную позицию в борьбе с вероотступниками, отказался от любых компромиссов и начал войну, в результате которой все антигосударственные выступления были подавлены, а Халифат стал единым и сильным государством, способным отразить любую внешнюю агрессию.

    Успех в войнах с вероотступниками позволил мусульманам начать военные действия в Ираке и Сирии против персидских и византийских войск, которые не желали усиления мусульманского государства и активно поддерживали вероотступников.

    Мусульманская армия разгромила в Ираке персов. В Сирии войска Халифата подошли к реке Ярмук, где произошла битва с крупными силами Византийской империи.

    В самый разгар битвы при Ярмуке мусульманская армия получила известие о кончине Абу Бакра. Он был похоронен возле могилы Пророка Мухаммада (мир ему и благословение). Перед смертью завещал пост главы государства Умару ибн аль-Хаттабу.

    Даже будучи халифом, Абу Бакр вел очень скромный образ жизни, имел лишь скудное жалование из государственной казны и земельный участок возле Медины. По его завещанию 1/5 часть этого участка была передана государству в качестве пожертвования, а оставшаяся часть поделена между его детьми. Все личное имущество и оставшиеся денежные средства Абу Бакр также завещал передать в государственную казну.

    Абу Бакру также принадлежит заслуга собрания Корана в единую книгу.

    Умар ибн аль-Хаттаб (ум. в 23/644) – ближайший сподвижник и друг Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), выдающийся общественный и политический деятель, 2-й праведный халиф. Родился ок. 585 г. в Мекке. Отец – Хаттаб ибн Нуфайль, мать – Хантама. Был пастухом, затем занялся торговлей, стал влиятельным человеком в Мекке. Его часто приглашали для разрешения различных конфликтов между племенами.

    Умар обладал суровым характером и первое время занимал непримиримую позицию по отношению к мусульманам. Он решил убить пророка Мухаммада (мир ему и благословение) за то, что тот призывал народ отойти от веры предков, но узнал, что его сестра и зять также приняли Ислам и застал их за чтением Корана. Он избил их, но заинтересовался аятами Корана, прочел их, уверовал и принял Ислам. При этом отказался исповедовать веру втайне, и сразу после принятия им Ислама мусульмане впервые совершили коллективную молитву около Каабы.

    Умар находился рядом с Пророком (мир ему и благословение) и обеспечивал его защиту. Хиджру совершил открыто.

    В мединский период жизни пророка Мухаммада (мир ему и благословение) Умар активно участвовал во всех делах общины, участвовал в битвах при Бадре, Ухуде, Хандаке, Хайбаре и в других сражениях, стал одним из лидеров мусульманского государства. В правление Абу Бакра был его главным помощником. Перед смертью Абу Бакр завещал Халифат Умару. В 13/634 г. Умар стал халифом; все мусульмане единогласно поддержали его.

    Умар был последовательным продолжателем дела пророка Мухаммада (мир ему и благословение) и Абу Бакра. Его незаурядные личные качества, талант, умелое управление государством привели к великим успехам Халифата.

    Власть Халифата распространилась на Ближний Восток, Иран, Египет и часть Сев. Африки. Благодаря этим победам население всех этих регионов ознакомилось с Исламом. В распространении Ислама и превращении его в мировую религию Умар сыграл исключительную роль. Был знатоком хадисов и мусульманского права (фикха), толкователем Корана.

    Убит в результате заговора персидским рабом Фирузом (Абу Лулу) в месяце Зульхиджа 23/644 г. во время руководства утренней молитвой. Перед смертью успел отдать распоряжение о созыве Совета для выбора нового халифа.

    Усман ибн Аффан (575–35/656) – выдающийся политический и общественный деятель, 3-й праведный халиф, родственник и сподвижник Пророка Мухаммада (мир ему и благословение). Полное имя Усман ибн Аффан ибн Абу аль-Ас ибн Умейя ибн Абди аш-Шамс ибн Абд Манаф аль-Курайши аль-Умави. Мать – Арва бинт Курайз бинт Рабия бинт Хабиб бинт Абд Шамс.

    Усман был одним из первых принявших Ислам. Его дядя Хакам ибн Абу аль-Ас попытался заставить племянника вернуться к языческой вере предков, но безрезультатно. Усман женился на дочери пророка Мухаммада (мир ему и благословение) Рукаййе (возможно, еще до начала пророческой миссии Мухаммада, мир ему и благословение). От этого брака у Усмана родился сын Абдуллах, умерший во младенчестве.

    В период гонений на мусульман Усман с женой эмигрировали в Эфиопию, затем он попытался вернуться в Мекку, вместе с другими мусульманами совершил хиджру (переселение) в Медину. Там принимал активное участие в становлении мусульманского государства, во всех сражениях, кроме битвы при Бадре (из-за смерти жены; но Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) счел Усмана принявшим участие в сражении и выделил ему часть трофеев). Затем Усман женился на другой дочери пророка Мухаммада (мир ему и благословение) – Умм Кульсум, из-за чего его стали называть Зу’н-Нурайн («обладатель 2-х светил»).

    В 6 г. х. при совершении малого паломничества Усман был парламентером к мекканцам; из-за его запоздалого возвращения распространился слух о его смерти, что привело к обострению ситуации и в конечном итоге к подписанию Худайбинского договора.

    Усман был состоятельным человеком, оказывал мусульманам материальную поддержку, покрыл большую часть затрат при походе мусульманской армии на Табук. Находился рядом с Пророком (мир ему и благословение) во время Прощального хаджа.

    В период правления халифов Абу Бакра и Умара Усман активно поддерживал их и оказывал им помощь. После покушения на Умара в 23/644 г. по его распоряжению вошел в состав «Совета шести» и был избран халифом.

    Как правитель стал продолжателем дела Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) и первых халифов. Во время его правления была создана специальная комиссия по окончательной редакции Корана и размножены его экземпляры.

    В период правления Усмана продолжались войны с внешними врагами Халифата и расширение его границ: был разгромлен Сасанидский Иран, присоединены Кипр, территории Сирии и Сев. Африки.

    В конце правления Усмана в Халифате осложнилась внутриполитическая обстановка; возникли мятежные группировки, недовольные злоупотреблениями некоторых наместников провинций. Антигосударственная пропаганда привела к открытому мятежу. Усман отказался выполнить предъявленные требования мятежников. 18 Зульхиджа 35 г. х. заговорщики напали на Усмана и убили его. В момент смерти ему было 82 года.

    Али ибн Абу Талиб (погиб в 40/661) – выдающийся политический и общественный деятель, двоюродный брат и зять Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), его ближайший сподвижник, 4-й праведный халиф. Его также называли Абу Хасаном, Абу Турабом и Хайдаром. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) назвал его Муртада – «заслужившим довольство, избранным», и Маула (это слово имеет много значений, например, «хозяин», «любимый»). Во время халифата Али получил титул амир аль-муминин («повелитель правоверных»).

    Его отцом был Абу Талиб, матерью – Фатима бинт Асад, дедом – `Абд аль-Мутталиб. С малых лет Али находился возле Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), был одним из первых принявших Ислам (в 10 лет) и отдал всю жизнь служению идеалам Ислама.

    Не отлучался от Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) на протяжении всего мекканского периода его жизни. Когда накануне хиджры мекканцы попытались убить Пророка (мир ему и благословение), Али, рискуя своей жизнью, занял его место и отвлек внимание заговорщиков, дав Пророку (мир ему и благословение) возможность выехать в Медину.

    Уехав в Медину, Али был рядом с Пророком (мир ему и благословение) во всех его делах. В битве при Бадре (2 г. х.) был знаменосцем мусульман. Непосредственно перед битвой сразился с одним из лидеров мекканских язычников Валидом ибн Мугирой и убил его, затем поспешил на помощь Абу Убайде и убил его противника. За героизм его прозвали «Лев Аллаха». Пророк (мир ему и благословение) подарил ему меч с раздвоенным лезвием – «Зульфикар». После победы при Бадре ему в качестве трофея были переданы меч, щит и верблюд.

    После битвы при Бадре женился на Фатиме – дочери Пророка Мухаммада (мир ему и благословение). От этого брака родились 3 сыновей – Хасан, Хусайн и Мухсин, и 2 дочери – Зайнаб и Умм Кульсум.

    В битве при Ухуде (3 г. х.) лично защищал Пророка (мир ему и благословение), получил ранения. Отличился в сражениях с иудеями в оазисе Хайбар (6 г. х.). При завоевании Мекки был знаменосцем мусульманской армии и вместе с Пророком (мир ему и благословение) сокрушил идолов Каабы, затем участвовал в битвах против племен Хавазин и Сакиф (8 г. х.).

    В момент избрания Абу Бакра первым халифом Али был занят подготовкой похорон Пророка (мир ему и благословение).

    Али отличался не только своими боевыми качествами, но и мудростью и ученостью. После смерти Пророка (мир ему и благословение) всеми силами способствовал укреплению Халифата и развитию мусульманского общества.

    В правление халифа Умара исполнял обязанности верховного кадия (судьи) Халифата. Умар часто советовался с ним по различным государственным вопросам и, выезжая из Медины, оставлял Али вместо себя.

    Непосредственно перед смертью Умар назвал Али одним из 6 кандидатов на должность главы государства.

    В период правления халифа Усмана продолжал деятельность в качестве верховного судьи. При осаде дома Усмана пытался отвести от него опасность и вел переговоры с мятежниками, отправил сыновей Хасана и Хусайна на защиту халифа.

    После убийства Усмана Али было предложено возглавить государство. Он долго отказывался от власти, но в 35/656 г. стал 4-м Праведным халифом.

    Али пришел к власти в период гражданской войны в Халифате: народ и сподвижники Пророка (мир ему и благословение) требовали немедленного наказания убийц Усмана, мятежники же обладали достаточными военными силами. Али попытался заручиться доверием всех сподвижников и правителей провинций.

    В 36 г. х. отправился в Басру, где сосредоточились мятежники, для переговоров с вдовой Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) Аишей и влиятельными сподвижниками Тальхой и Зубайром. Мятежники спровоцировали между сторонами бытовой конфликт, который привел к крупной битве, названной «Верблюжьей» (Джамаль).

    Несмотря на победу войск Али, политическое положение еще более осложнилось. Против него выступили различные группировки в Египте и Ираке. Самое серьезное сопротивление халиф Али встретил в лице правителя Сирии Му`авии ибн Абу Суфьяна, отказавшегося признавать его в качестве халифа.

    В сражении при Сиффине (37 г. х.) теснимые воины Му`авии нанизали на копья листы Корана и призвали Али к Божьему суду. Али согласился подчиниться решению третейского суда, но суд окончился безрезультатно, а часть сторонников Али отошла от него и образовала секту хариджитов, которые выступили как против Али, так и против Му`авии.

    В битве при Нахраване (38 г. х.) Али разгромил основные силы хариджитов, но не смог полностью ликвидировать мятеж. Хариджиты увеличивали влияние, проникли во все сферы общественной и политической жизни Халифата, в т. ч. в армию Али, использовали тактику партизанской борьбы, заговоров, совершали террористические и диверсионные акции.

    Воспользовавшись расколом в лагере Али, Му`авия перешел к активным действиям. В 38 г. х. его полководец Амр ибн аль-Ас захватил Египет, в 39 г. х. сирийцы заняли Ирак, в 40 г. х. войска Му`авии вошли в Хиджаз и Йемен. Армия Али сумела остановить наступление, но сам халиф пал от руки хариджита Ибн Мулджама, отомстившего за поражение при Нахраване.

    Али - один из лучших знатоков Корана, тафсира, хадисов, фикха. Всем этим наукам он научился непосредственно у Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), который высоко ценил Али как способного и грамотного человека.

    Али знал наизусть весь Коран и был одним из секретарей Пророка (мир ему и благословение), запоминал и записывал полученные Мухаммадом (мир ему и благословение) Откровения (вахй). Даже став руководителем государства, не оставлял занятий наукой и поощрял ее развитие, основал школу в Медине, продолжал выдавать правовые предписания (фетвы).

    Али обладал многими положительными качествами, был храбр, бесстрашен, стойко переносил тяготы и лишения, никогда не падал духом и не терял надежды, добивался цели или боролся до последнего.

    islam.ru

    search
    РЕЛИГИЯ
    подразделы рубрики

    Глоссарий
     словарь дефиниций,
     бытовой разговорник,
     словарь "Двойной стандарт"

    Столпы Ислама
     свидетельство веры
     молитва-намаз
     намаз - самоучитель
     пост-ураза
     налог-закят
     паломничество-хадж

    Составляющие веры
     вера в Бога
     вера в ангелов
     вера в книги Бога
     вера в посланников Бога
     вера в Судный День
     вера в предопределение
     вера в загробную жизнь

    Личности
     жизнь Мухаммеда (мир ему)
     первые праведные халифы
     основатели мазхабов

    Дополнительно
     виды грехов
     отношения между полами
     женщина в Исламе
     воспитание детей
     известные дуа (мольбы)

    Коран etc
     Коран и наука
     чудеса Корана
     перевод Корана (Э.Кулиев)
     перевод Корана (Порохова)
     тафсир (толкование) Корана

     Книжная полка
    Сервис, позволяющий бесплатно скачиваь архивы книг, представленных в нашей книжной полке

     Намаз - самоучитель
    Лента материалов практического руководства с иллюстрациями о совершении омовения, совершении намаза

    © 2007—2019 Информационное агентство «Исламтат»
    Экспорт заголовков новостных лент
    Порядок мусульманства Мусульманство Поиск по сайту Мусульманские сайты хиджаб
    Хотите кнопку Исламтат.Ру на своем сайте?
    хиджаб
    Мусульманки носят хиджаб. Ведь мусульманство в Татарстане очень развито. Это дин Ислам, мечети Татарстана и намаз. Религия ислам позволяет поговорить про мечеть, а также шариат в мусульманстве