ИА Исламтат. Мусульманство Обратная связь Поиск по сайту Об Агентстве Карта сайта
Мусульманство
Информационное агентство Исламтат МИХАИЛ БУЛГАКОВ. Из произведения "Мастер и Маргарита"
ВОЛАНД: …но вот какой вопрос меня беспокоит: ежели бога нет, то, спрашивается, кто же управляет жизнью человеческой и всем вообще распорядком на земле?
БЕЗДОМНЫЙ: - Сам человек и управляет
ВОЛАНД: …тот, кто еще недавно полагал, что он чем-то управляет, оказывается вдруг лежащим неподвижно в деревянном ящике, и окружающие, понимая, что толку от лежащего нет более никакого, сжигают его в печи
  • РЕЛИГИЯ ИСЛАМ
  • СПРАВКИ
  • ОБЪЯВЛЕНИЯ
  • САЙТЫ
  • Текстовая лента новостей  > OUT
    дин ислам
    РУБРИКА
    религия ислам
    i
    мусульманство
    i
    ислам скачать
    i
    ислам книги
    i
    ислам молитвы
    i
    ислам фото
    i
    ислам книги
    i
    ислам фото
    i
    ислам фото
    i
    история ислама
    дин ислам
    РУБРИКА
    религия ислам
    i
    ислам сайт
    i
    религия ислам
    i
    закон ислама
    i
    против ислама
    i
    принятие ислама
    РУБРИКА
    суть ислама
    i
    дин ислам
    i
    ислам скачать
    i
    бесплатно ислам
    i
    ислам картинки
    i
    ислам молитвы
    ислам фото
    ФОТКИ
    случайная картинка

    АЗЫ ИСЛАМА
    мусульманство. доступно


    РЕЦЕПТЫ
    татарская кухня

    Чай по-татарски Чай по-татарски

    Гусь Гусь
    (вяленый)

    Эчпочмак Эчпочмак
    Питательный треугольник

    Тутырма ит белэн Тутырма ит белэн

    Татлы Татлы
    (домашняя помадка)


    мусульманские сайты
    ЗАКЛАДКИ
    ручная отборка, аннотация


    Что дал год «перезагрузки» ДУМов?

    Распечатать

    Информационное агентство "Исламтат" 26.03.11
    Источник: http://www.islamnews.ru
    Что дал год «перезагрузки» ДУМов? 2009-2010 год ознаменовался переформатированием пространства ДУМов – духовных управлений мусульман России, или как его ещё называют по аналогии с РПЦ МП, «клерикального мусульманского пространства». Это было бурное время: тектонические сдвиги накопившихся проблем потребовали появления нового и разрушили старое, на поле вышли новые игроки… Подведём же вкратце предварительные итоги. Без эмоций.

    Старые страхи – новые нарывы…

    Этот процесс «перезагрузки» сопровождался вскрытием «подноготной» духовных управлений, которые на протяжении долгого времени пытались худо-бедно, но как-то всё-таки хранить общие корпоративные секреты. Оказалось, однако, и всем это стало видно – внутри уммы, исламоведам-наблюдателям, партнёрам во власти, в бизнесе, по межконфессиональному диалогу, зарубежным собратьям и помощникам – что их деятельность крайне неэффективна, а в какой-то мере даже деструктивна для мусульманского сообщества.

    Это красноречиво подтверждают раскрывшиеся факты, когда наши многочисленные «муфтии» в пылу конкуренции наперебой обвиняли друг друга в ваххабизме, суфизме, нетрадицонализме, способствуя разжиганию антиисламских настроений в российском обществе, блокировали строительство мечетей, которые пытались построить «конкурентные» структуры. Как может одна мечеть составлять «конкуренцию» другой мечети, да ещё в ситуации, когда десятки тысяч верующих молятся под проливным дождём? Здесь, видимо, одна логика: только в том случае, если эти мечети воспринимаются не в качестве домов Аллаха, а как некая специфическая «коммерческая недвижимость», приносящая солидный доход.

    По большому счёту всей этой истории способствовала неудачная попытка объединения духовных управлений – причём не на идейной, духовной, а на коммерческой и политической основе, предпринятая от лица наиболее крупных централизованных духовных управлений. Затем, почувствовав неладное, от этой идеи отказались ЦДУМ, КЦМСК и ряд других влиятельных фигурантов, и его единственным проводником в жизнь остался СМР с его «общественным крылом».

    Равиль Гайнутдин с Дмитрием Медведевым В итоге «крайним» в этой игре оказался уважаемый шейх Равиль Гайнутдин, который совершил стремительное пике с вершины религиозно-чиновничьего олимпа. После истории с «объединением» шейх Гайнутдин, который на протяжении всей своей карьеры отличался законопослушностью и чинопочитанием, стал вдруг совершать противоречащие его стилю и характеру поступки. Один из них – неожиданные для такой личности заявления. Неожиданно – в первую очередь для самого себя! – он из главного «муфтия-государственника», своего рода «флагмана российского Ислама» превратился в мусульманского… диссидента. Впрочем, и в «диссидентах» он почему-то задержался недолго: обвинив коллег в том, что они, мол, «карманные муфтии»… сам через пару дней оказался в кабинете Владислава Суркова в Кремле с заявлениями, прямо противоположными сказанному для Радио «Свобода» на татарском языке. Такие пируэты, увы, лишают как доверия собратьев по умме, так и партнёров в делах общественных… Никто ныне и не знает: чему верить и чего ждать…

    Власти стали гораздо меньше уделять ему внимания. Судя по всему, уменьшилась и материальная поддержка СМР, о чём говорит уменьшение количества форумов, особенно после декабрьского выступления с такими характерными для Гайнутдина «обвинениями власти». Очередным подтверждением тому стало последнее совещание в отеле «Ритц-Карлтон», которое явно не оправдало заявленного общемусульманского характера (помимо функционеров самого «Совета муфтиев» своим присутствием его почтили лишь муфтии Чечни и Северной Осетии), и на котором не было зачитано ни одного приветствия от весомых государственных деятелей России.

    Быть может, кто-то просто использовал шейха Равиля Гайнутдина на пике его могущества в своих целях, после чего «слил за ненадобностью»? В пользу того, что он стал жертвой авантюристических манипуляций и комбинаций, говорит и тот весьма странный факт, что Равиля-хазрата всё так же неожиданно покинула «старая гвардия», стоявшая у истоков «Совета муфтиев» – его приближённые и верные друзья Х.Саубянов, М.Муртазин, Ф.Асадуллин, от услуг которых у него не было никакого резона отказываться. На смену им пришли новые люди, молодые, талантливые и амбициозные – Р.Аббясов, Д.Мухетдинов, Р.Халиков и др. Практически полная «перезагрузка» команды.

    Екатерининский ЦДУМ – ещё одно «новое дыхание»?

    Талгат Таджуддин с патриархом Русской православной церкви Естественно, этими спадами и переменами в СМР не преминул воспользоваться ЦДУМ – давний ярый конкурент «Совета муфтиев». На фоне противоречивого поведения Равиля Гайнутдина, ЦДУМ сделало очередную заявку на возвращение к былому величию. Структура Таджуддина провела ряд массовых мероприятий, в ходе которых ещё раз подчеркнула свои основные ценности: монолитность своих рядов (несмотря на «обвинения в ГКЧПизме» некоторых её членов), свою конструктивную позицию в отношении к государству, плюс расположение к ней РПЦ МП. Видимо, не без помощи властей, ЦДУМ образовало как бы вновь созданный Московский муфтият и приобрело дорогостоящие автомобили и автобус для поездок в Булгар и на другие мероприятия. Однако, главной проблемой ЦДУМ остаётся, как и многие годы подряд, крайняя слабость кадрового потенциала. Ведь здесь особенно не ощущается притока ни высококвалифицированных кадров, ни просто талантливой и радеющей за Ислам молодёжи – что, впрочем, органично вписывается в системный кризис детища екатерининской системы, как любят называть себя деятели ЦДУМ, поминая с благостью «матушку императрицу Екатерину Вторую».

    Чем порадует Кавказ? Да что грядёт из Перми?

    Переформатирование практически не затронуло Координационный центр мусульман Северного Кавказа, который, впрочем, фактически не является единой структурой. Шейх Исмаил Бердиев – номинальная фигура и не является руководителем для каждого из муфтиятов. Каждый муфтият борется за жизнь самостоятельно, не координируя свою деятельность с соседями и с КЦМСК, как централизованной организацией. Во многих из них прошли перевыборы лидеров – но пока существенных изменений в работе не видно. Быть может, ещё мало времени прошло. По-прежнему сильно в своих республиках проявляют себя ДУМы Чечни и Дагестана.

    Но какая-то надмирная, воистину горная отрешённость и недвижимость Кавказа несколько искупается новшествами, идущими из Пермского края.

    Мухаммедгали Хузин РАИС – совершенно новая организация с названием, в подтексте которого арабское понятие «раис – начальник, главный». Ей, несмотря на противодействие, удалось объединить несколько независимых духовных управлений. Недавно она получила свидетельство Минюста РФ о регистрации. Серьёзным недостатком РАИС является то, что её локомотивом выступает только ДУМ Пермского края, которое показывает высокую эффективность на региональном уровне. При этом возникает вопрос: а хватит ли сил у Мухаммедгали Хузина на два фронта, удастся ли ему транслировать свой опыт остальным учредителям новой организации? Пока об этом говорить рано. Главным преимуществом РАИС на данный момент является сильная поддержка властей – как федерального, так и регионального уровня.

    Новые мусульмане – без-ДУМ-ная альтернатива?

    На фоне неэффективной деятельности духовных управлений, в разных регионах России – независимо друг от друга, без подталкивания властей, без взаимной координации! – начинают появляться мусульманские структуры, работающие в форме общественных организаций, информационно-аналитических центров, благотворительных фондов, потребительских обществ, инвестиционных компаний и т.д., напрямую сотрудничающие с государством и обществом. Большинство из них не только не оглядываются на местные или централизованные ДУМы, но даже не считают нужным вступать с ними в полемику – дела есть поважнее.

    Главной отличительной особенностью этих структур является инициативность, динамичность и нацеленность на конечный результат. Очевидно, это и есть те самые ростки «гражданского общества», появления которых так ждёт всё российское общество во всех сферах жизни – от проблематики ЖКХ и обустройства военных до детских садов и благотворительности.

    Большинство же духовных управлений живут за счёт созданного по инерции десятилетий (или даже столетий) кастового статуса, который, попросту говоря, придаётся ношением чапана, чалмы, и громкими пиар-проектами, не заточенными на конечный результат. Результатом деятельности новой «без-ДУМ-ной альтернативы» является просто… эффективность в избранном конкретном деле, в том числе, в такой социально и политически важной сфере, как противодействие распространению экстремизма. Именно параллельные ДУМам организации наиболее эффективно вовлекают в конструктивную социальную, экономическую, просветительскую и другую деятельность молодёжь, тем самым осуществляя, наряду со своими основными задачами, профилактику экстремизма. Можно даже так сказать, сравнивая два метода «борьбы против экстремизма»: одни привыкли весь пар спускать в гудок, проводя бесконечные форумы, симпозиумы, конференции с приевшейся риторикой – а другие занимаются своим «малым делом», но фактически этим самым заполняют вакуум делами, иначе именно в этот вакуум втягивается негатив…

    Вот некоторые примеры таких «малых дел», непропиаренных в стилистике ДУМов, но плодотворных. Один из самых ярких – благотворительный фонд «Солидарность», в который входят более 200 волонтёров по всей России. Какой ДУМ может сравниться с этим фондом? А московский Фонд «Марджани» с его многочисленными научными, издательскими, детскими, концертными и выставочными программами, которые ведут профессионалы своего дела? То же можно сказать и об издательстве «Сад» – ни одно духовное управление не издало столько книг, сколько эта издательская группа. Не идут ни в какое сравнение и информационные ресурсы ряда независимых структур, таких, например, как Ассоциация общественных объединений «Собрание» с ее на глазах растущим медиа-холдингом IslamNews – и ДУМов, которые в принципе обладают гораздо большими материальными, организационными и административными возможностями. Как пример стоит привести и реально работающие исламские инвестиционные компании, такие как «Юмарт финанс» и «Амаль», инвестирующие десятки миллионов рублей. Они реально меняют ситуацию и в умме, и в обществе к лучшему – но тоже находятся вне ДУМов. Хочется продолжать эти примеры… но вот последний на этот раз – яркий и профессиональный журнал для детей-мусульман на русском языке «Аманат» делают активистки-женщины в Махачкале (общество «Муслимат» и ИТиМО). Все эти предельно разнообразные начинания можно назвать в целом – общественным мусульманским сегментом российского гражданского общества.

    Конечно, в силу специфики отечественного законодательства, делящего организации, в частности, на религиозные, общественные, коммерческие и пр., полностью отказаться от ДУМов в России невозможно, да вопрос и не ставится таким образом. В конце концов, кто-то же должен в отсутствие министерства вакуфов организовывать работу мечетей. В остальном ДУМам и их руководителям остается только пожелать заниматься реальными делами, доказывая свою профпригодность плодами собственного труда, а не размером чалмы.

    «Держитесь за вервь Аллаха и не разъединяйтесь!»

    Так есть ли перспектива объединения мусульманских организаций Российской Федерации? Неэффективность системы ДУМов многими осознана и, кажется, уже не имеет серьёзных защитников. Но ведь и разрозненность – неэффективна в социальном смысле. Более того, она – против воли Создателя, давшего в Коране недвусмысленную заповедь о единстве. В настоящее время предлагается несколько гипотетических вариантов.

    В завершение этого краткого обзора «года перезагрузки», отметим основные векторы и оставим их на ваше рассмотрение, уважаемые читатели. Поживём-увидим, что из возможного сбудется:

    1. Возвращение в ЦДУМ всех татарских муфтиятов, включая СМР и РАИС, с параллельным объединением кавказских организаций в рамках КЦМСК – с последующим созданием единого координационного органа.
    2. Объединение вокруг РАИС с использованием его мощного административного ресурса, также и с возможным участием муфтиятов Северного Кавказа.
    3. При объективном развитии и расширении общественного мусульманского сегмента вопрос об объединении в рамках какого-то духовного управления сам по себе отходит на второй план, так как любая конечная религиозная структура будет, как показывает практика, малоэффективной и по-прежнему отдающей маргинализмом. Создание единого координирующего органа с единой организацией во главе возможно при условии последующей координации между всеми субъектами объединительного процесса, независимо от организационно-правовой формы.

    Аллаху алим – всё будущее ведомо лишь Господу!

    Джаннат Сергей Маркус, исламский культуролог

    На фото:

    • Равиль Гайнутдин и Дметрий Медведев. Источник: сайт Равиля Гайнутдина
    • Талгат Таджуддин и глава Русской православной церкви. Источник: сайт Московского патриархата
    • Мухаммедгали Хузин. Источник: пермский портал "Районка"



    ислам молитвы
    МЕЧЕТИ ТАТАРСТАНА
    мусульманство и архитектура

    МЕЧЕТЬ ПОС. ОКТЯБРЬСКИЙ ЗЕЛЕНОДОЛЬСКИЙ Р-Н
    См. подробнее

    МЕЧЕТЬ Д.УРАЗАЕВО КУКМОРСКИЙ Р-Н
    См. подробнее

    бесплатно ислам
    ОБЪЯВЛЕНИЯ
    деловые, помощь, разное

    продаю свяшенную книгу Коран...
    Категория: "Продается"

    Срочно нужна комната в москв...
    Категория: "Сниму жилье"

    Сдаю комнату
    Категория: "Сдам жилье"

    Щебень мраморный
    Категория: "Продается"

    Двухкомнатная квартира на Ко...
    Категория: "Сдам жилье"

    Продаю квартиру
    Категория: "Продается"

    Представлю Ваши интересы в У...
    Категория: "Услуги"

    Сдам 3-х комн. квартиру Южно...
    Категория: "Сдам жилье"

    Столбы металлические для заб...
    Категория: "Продается"

    Краны шаровые НЖ Ру 16 МПа
    Категория: "Продается"

    Сдам комнату на сутки, ночь ...
    Категория: "Сдам жилье"

    Помогите устроить жизнь
    Категория: "Нужна помощь"

    мусульмане
    КТО ЕСТЬ КТО
    мусульманство в лицах

    Казый (шариатский судья) г.Казани и Центрального района Республики Татарстан, имам мечети "Кул-Шариф" Казанского Кремля

    Председатель Духовного управления мусульман Н.Новгорода и Нижегородской области

    ИНТЕРЕСНО
    статьи, аналитика


    © 2007—2018 Информационное агентство «Исламтат»
    Экспорт заголовков новостных лент
    Порядок мусульманства Мусульманство Поиск по сайту Мусульманские сайты хиджаб
    Хотите кнопку Исламтат.Ру на своем сайте?
    хиджаб
    Мусульманки носят хиджаб. Ведь мусульманство в Татарстане очень развито. Это дин Ислам, мечети Татарстана и намаз. Религия ислам позволяет поговорить про мечеть, а также шариат в мусульманстве